Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 30.08.2012
Утверждена приказом № 149 от 06.09.2012 по МБОУ «Алейниковская ООШ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алейниковская основная общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области
на 2012-2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 1. Цели образовательной программы 2. Адресность образовательной программы 3. Содержание образования 4. Учебный план 5.Годовой календарный учебный график 6.Перечень учебников 7. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы 8. Формы аттестации и учета достижений учащихся
Пояснительная записка
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алейниковская основная общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области, характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МБОУ «Алейниковская ООШ». Настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы. Образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы. Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения. Образовательная программа школы рассчитана на 2012 -2013 учебный год.
1. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Главной целью школы является: создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Задачи Программы: - обеспечение прав ребёнка на качественное образование; - изменение методов, технологий обучения, расширение информационно-коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению; - формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов; - организация предпрофильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии; - построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, краю, стране; - совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся; - развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.
Школа строит свою деятельность на таких образовательных программах, изучение которых приводит к достижению учащимися соответствующего уровня образованния на каждой ступени образования. Школа видит в выпускнике начальной школы:
Школа видит в выпускнике основной школы:
Образовательные программы имеют вариативность. За счет школьного компонента части учебного плана в основной школе введены: - ОПК - основы безопасности жизнедеятельности; - элективные курсы, направленные на предпрофильную подготовку и подготовку к сдаче ГИА Ожидаемые результаты освоения образовательных программ складываются из четырех компонентов:
Реальность и конкретность целей образовательных программ обеспечивают компетентность выпускников школы в различных областях науки и культуры.
2. АДРЕСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Школа расположена в микрорайоне 4 сел: Алейниково, Стратива, Крутая Буда, Ломаковка. Учащиеся по завершении основного общего образования продолжают обучение в МБОУ «Воронокская СОШ». - Удаленность от районного и областного центров, слабо развитая инфраструктура, отсутствие рабочих мест, отсутствие культурных центров создает ряд вытекающих отсюда проблем: преобладающий контингент учащихся со слабо развитыми способностями, большое количество социально-неблагополучных семей, большинство семей - малообеспеченные. Таким образом, приоритетом нашей деятельности должна являться педагогическая поддержка благоприятному развитию личности учащихся. Мы видим основную задачу школы - создание условий в школе для свободного полного самовыражения каждого педагога и учащегося, для удовлетворения его потребностей в саморазвитии, самообразовании. В учебной деятельности основной упор делается на освоение учащимися базовых предметов на достаточном для дальнейшей деятельности уровне. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и нормативными актами школы набор в классы школы проводился в заявительном порядке. Все дети зачислены в школу на основании заявлений родителей. Большое внимание в школе уделяется здоровью и физическому воспитанию, выполняются основные требования к состоянию здоровья и уровню подготовки обучающихся для освоения образовательной программы начального общего и основного общего образования
3. Содержание образования
В МБОУ «Алейниковская ООШ» реализуются общеобразовательные программы начального общего образования и основного общего образования. Рабочие программы предметов, курсов, дисциплин разрабатываются на основе примерных образовательных программ, государственного образовательного стандарта и авторских программ по основным предметам учебного плана, а также программы по предметам регионального компонента, разработанные в соответствии с рекомендованными примерными программами Департаментом образования Брянской области по таким предметам как Брянский край, самоопределение, черчение, ОПК, программы по предметам школьного компонента, реализуемым в форме индивидуальных и дополнительных занятий по общеобразовательным предметам и в форме элективных курсов, разработанные учителями с опорой на индивидуальные потребности учащихся. Во 2 классе – на основе ФГОС, примерной программы НОО с опорой на УМК «Школа России»
Начальное общее образование (1-4 классы) – 4 года. В начальной школе 1 классокомплект. Обучение ведется во 2 классе в соответствии с ФГОС и ООП НОО, в 3-4 классах по программе начального общего образования. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи. Основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Основное общее образование (5-9 классы) – 5 лет. На этом этапе, помимо основных программ, реализуются за счет регионального компонента программы: - Брянский край» (5-9 класс) - «Самоопределение» (9 класс) - ОПК (8 класс) - Черчение (9 класс) В рамках предпрофильного обучения вводятся элективные курсы для учащихся 9 класса. Задачами основного общего образования являются освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, создание условий становления и формирование личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. На этой ступени осуществляется дифференцированное обучение и организуется предпрофильная подготовка. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Обучение учащихся на третьей ступени образования (10-11 кл) рекомендовано в МБОУ «Воронокская средняя общеобразовательная школа». Для этих учащихся организован подвоз. По желанию родителей учащийся может продолжить обучение на третьей ступени и в других школах, а также в ПУ, лицее, колледже и т.п.
Начальное общее образование (2 класс) Учебный план 2 класса МБОУ "Алейниковская ООШ" на 2012-2013 учебный год составлен в соответствии с:
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 г №373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г №373"
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Уставом МБОУ "Алейниковская ООШ"
Режим работы во 2 классе по пятидневной неделе. Продолжительность учебного года - 34 недели. Обучение строится в соответствии с новым ФГОС НОО. Курс регионального компонента во 2 классе "Природа родного края" реализуется через план внеурочной деятельности.
Учебный план 3-9 классов МБОУ "Алейниковская ООШ" на 2012-2013 учебный год разработан в соответствии с:
- базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Брянской области, утвержденным приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области №552 от 23.03.2012 г
- Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г №3266-1 (в действующей редакции)
- Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г №196 (с изменениями)
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (с изменениями)
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования" (с изменениями)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Уставом МБОУ "Алейниковская ООШ"
и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Учебный план корректировался в зависимости от потребностей учащихся и их родителей, кадровой обеспеченности. В соответствии с количеством учащихся образовано 5 классокомплектов: 2-3-4 кл, 5 кл, 7 кл, 8 кл, 9 кл.
Режим работы школы в 3-5 классах - по пятидневной учебной неделе, в 7-9 классах - по шестидневной учебной неделе. Продолжительность учебного года в 3-4 классах - 34 недели, в 5-8 классах - 35 недель, в 9 классе - 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации.
Начальное общее образование (3,4 классы)
В 3 и 4 классе в качестве учебного модуля предмета "Технология" вводится курс "Информатика и ИКТ" (12 ч в первом полугодии в 3 классе и 12 ч во втором полугодии в 4 классе). Курс регионального компонента в 3 классе "История Брянского края" реализуется через план внеурочной деятельности. Курс регионального компонента в 4 классе "Культура родного края" интегрируется развивающими модулями в учебные предметы "Окружающий мир" и "Литературное чтение". В 3-4 классах изучаются предметы "Музыка", "ИЗО".
Основное общее образование
В 5 и 7 классах изучаются предметы "Музыка", "ИЗО". Курс Брянский край" в 7 классе реализуется через модули "Изобразительное искусство" и "Музыка". Распределение часов школьного компонента следующее: компонент ОУ в 7 классе по 0,5 ч отведен на ликвидацию пробелов в знаниях по русскому языку и математике, 0,5 ч на изучение информатики с целью формирования навыков работы с компьютером и обеспечения непрерывного изучения информатики, 1 ч на предмет ОБЖ с целью продолжения предметной линии, 0,5 ч на немецкий язык для ликвидации пробелов в знаниях. Компонент ОУ в 8 классе использовать по 0,5 ч для ликвидации пробелов и подготовке к ГИА по математике и русскому языку, по 0,5 ч - для отработки навыков решения задач по физике и химии, 0,5 ч - для преподавания ОПК. В 9 классе на этапе предфпрофильного обучения учащимся предложены элективные курсы в соответствии с заявлениями учащихся и их родителей и возможностями ОУ: по математике – 1 ч, русскому языку – 1 ч, по обществознанию - 0,5ч, по географии - 0,5 ч, по химии - 0,5ч. Недельная учебная нагрузка каждого ученика 9 класса не превышает предельно допустимую учебную нагрузку.
Перечень элективных курсов
работы МБОУ «Алейниковская ООШ» на 2012-2013 учебный год
Организация образовательного процесса в школе регламентируется настоящим графиком, в котором предусмотрено следующее:
Осенние - 7 дней с 29 октября по 4 ноября (включительно); Зимние – 14 дней с 30 декабря по 12 января (включительно); Весенние - 8 дней с 25 марта по 1 апреля (включительно); Выходной день за счет весенних каникул 14 мая (Радоница)
1-4, 5 классы – 5 дней 7-9 классы- 6 дней
10. Внеклассная (кружковая) работа проводится во внеурочное время 45 минут. 11. Проведение тематических вечеров устанавливается продолжительностью не более 2 часов (не позднее 2130часов). 12. Продолжительность перерыва между занятиями 10 минут, 2 большие перемены после 2 и 3 уроков по 20 минут. 13. Окончание учебного года и сроки проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся определяются нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, департамента общего и профессионального образования Брянской области, отдела образования администрации Стародубского муниципального района Брянской области, МБОУ «Алейниковская ООШ» 14. Оценка знаний учащихся определяется в баллах: 5 – отлично 4 – хорошо 3 – удовлетворительно 2 – неудовлетворительно Во 2 классе – качественная.
2012-2013 учебном году
Таблица 1: Контингент учащихся
Таблица 2: Временные характеристики образовательного процесса.
Работа службы сопровождения по профилактике правонарушений среди детей и подростков проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Стародубского муниципального района, подразделением по делам несовершеннолетних полиции, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры и др. В школе созданы условия для полноценного воспитания и развития личности ребенка:
В начале каждого учебного года в школе создается банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Социальным педагогом планируется работа с подростками с девиантным поведением. В школе ведется «Журнал социального педагога», где фиксируются все данные об учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН, а также данные о семьях, находящихся в социально-опасном положении. В нем ведется учет сведений о проведенной работе с учащимися из «группы риска», записываются выводы и рекомендации специалистов: социального педагога, классных руководителей. Воспитательная система школы уделяет внимание профилактике употребления ПАВ, правонарушений, воспитанию морально-устойчивых качеств учащихся, навыкам поведения в обществе. Кадровое обеспечение в реализации образовательной программы
Таким образом, в школе сложился достаточно устойчивый педагогический коллектив.
Для успешной реализации образовательной программы в школе работает: - библиотека - спортивный зал, спортплощадка - современный компьютерный класс, оснащенный соответствующим программным обеспечением. Имеется подключение к сети Интернет - постоянно обновляется материально-техническое оснащение кабинетов (ТСО).
В школе имеется наглядное, лабораторное, спортивное оборудование: комплекты таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ИЗО, гербарии, муляжи, компасы, наборы цифр, букв, глобусы, комплекты таблиц по русскому языку 5-9 кл, портреты писателей, наборы инструментов, наглядные пособия стереометрических тел, карты по истории, географии, плакаты по географии, таблицы по химии, таблица Менделеева, набор хим.реактивов, набор посуды лабораторной(пробирки, колбы и т.п.), макет молекулы разборный, оборудование для кабинета физики в комплекте, таблицы по биологии, портреты ученых, микроскопы, таблицы по ОБЖ, стенды по антитеррору, по пожарной безопасности, по ПДД, палатки, противогаз учебный и др. Спортивный инвентарь: лыжи, обручи, скакалки, мячи, спортивные маты, канат, эстафетные палочки, стенка гимнастическая, конь, скамейки, канат, стенка волейбольная, сетка волейбольная, брусья гимнастические, гири, эстафетные палочки, ворота футбольные, теннис и др
Перечень информационно-технического оборудования:
Школа использует различные формы информирования учащиеся и их родителей: - сайт школы moual.narod.ru - информационные стенды - мультимедийная презентация школы - родительские собрания - информационные письма Изложенное в данном разделе характеризует в общем виде организационно-педагогические условия, действующие в школе и задающие требования к формам организации образовательного процесса, режиму работы и педагогическим технологиям.
8. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В школе разработано «Положение о промежуточной аттестации учащихся», целью которого является обязательная форма контроля и диагностика уровня знаний учащихся школы. Цель данного Положения - педагогическая диагностика, дающая четкую и полную картину достижений каждого ребенка и на основе этих данных создание условия для индивидуального развития в той области, которая наиболее полно позволяет учащемуся совершенствовать свои возможности. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учащихся 1-2 классов представлена в основной образовательной программе начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. Диагностика уровня успешности освоения программ осуществляется через следующие основные формы аттестации учащихся.
Оценка учебных достижений учащихся Аттестация – это установление степени усвоения обучающимися программного материала. Степень усвоения определяется путем сравнения уровня знаний обучающихся с требованиями программы и образовательного стандарта. На каждом этапе обучения осуществляется аттестация обучающихся, которая может быть отражена в виде пирамиды.
Текущая аттестация проводится учителем – предметником. Формы и методы ее проведения учитель определяет самостоятельно. Под аттестацией на этом этапе понимается свидетельство знаний обучающихся на конкретном уроке, а также оценка результатов учебной деятельности обучающихся по освоению темы, раздела программы. В 1-2 классах оценивание результатов учебной деятельности обучающихся ведётся в соответствии с «Положением о безотметочном обучении» и в соответствии с требованиями ФГОС.
Промежуточная аттестация - обобщенная успешность выполнения обучающимися учебного плана за определенный период: четверть, полугодие. Обязательными предметами промежуточной аттестации являются математика и русский язык.
Годовая аттестация – опирается на результаты промежуточной аттестации. Задача годовой аттестации заключается в определении успешности выполнения учебного плана и образовательных программ года. По результатам годовой аттестации решается вопрос перевода обучающихся в следующий класс.
Итоговая аттестация проводится среди выпускников основной школы и носит характер государственной, ее успешное прохождение дает право на получение документа об образовании. Формы проведения итоговой аттестации выпускников устанавливаются Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации. С 2009 года учащиеся основной школы начали переход на государственную итоговую аттестацию в новой форме.
Формы учета достижений учащихся: 1.В урочной деятельности: оценки по пятибалльной системе во 3 - 9-х классах; в 1-х-2-х классах - безотметочное обучение. в 5-9 классах - Похвальные листы 2. Во внеурочное деятельности (олимпиады по предметам, конкурсы, праздники, игры): грамоты, дипломы, благодарственные письма, подарки, оформление портфолио учащегося.
|
|