Утверждена  приказом по школе №186 от 24.12.2011 г

 Комплексно-целевая программа

"Здоровье"

 

Срок реализации: 2011-2014 гг.

 

Пояснительная записка

 “Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”

 В.А.Сухомлинский.

 

  Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования образовательного учреждения – МБОУ «Алейниковская ООШ», ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников, получение полноценного образования в системе дополнительного образования.

  Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни школьников.

  Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

 

 

 Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе

  Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В МБОУ «Алейниковская ООШ»для решения этой проблемы предусмотрено следующее:

  1. Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
  2. Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал,  спортивная и игровая площадки, работают различные секции и кружки спортивно-оздоровительной направленности);
  3. Налажено квалифицированное медицинское и психологическое сопровождение.

  В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на самоподготовке, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

  Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в школе  должна строиться по следующим направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями  семьи  и школы.

  Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, учителей и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.

  Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в  классе.

  Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.

  Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений учителей с детьми, с учителями.

 Основные цели и задачи программы

Цели программы – эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в школе, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям.

Задачи программы:

  1. Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
  2. Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи школьникам.
  3. Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.

  Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства сельской местности.

  • Первое направление – повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие “состояния полного благополучия” - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
  • Второе направление – мониторинг состояния здоровья детей и сотрудников детского учреждения, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических и медицинских обследований детей и педагогов.
  • Третье направление – разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и педагогов, организация их активного отдыха.

  Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха.

Четвёртое направление – создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей.

  Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования.

  Механизмы реализации программы

  1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый в сентябре. Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  3. Создание благоприятного психологического климата в классах.
  4. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, учителей и жителей социума.
  5. Проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ.
  6. Организация работы спортивных секций, кружков.
  7. Организация и проведение военно-патриотической игры «Зарница», участие в районных  соревнованиях по различным видам спорта, а также в различных играх.
  8. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, заседаниях МО
  9. . Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Повышение квалификации педагогов, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья учащихся.
  2. Создание модели проведения комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
  3. Разработка системы лечебно-оздоровительных мероприятий для детей от 6 до 15 лет по сохранению и укреплению здоровья.
  4. Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы ОУ.
  5. Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
  6. Функционирование групп здоровья; разработка рекомендаций специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий детей:
  • с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
  • с нарушением зрения;
  • с заболеваниями органов дыхания;
  • с нарушением осанки;
  • с нарушением веса.

 План мероприятий

на 2011-2012 учебный год

 

 № п/п

Название мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Сбор информации В информационный банк «Здоровье»

Сентябрь

Классные руководители

Социальный педагог

2

Осенний кросс

Сентябрь

Учитель физической культуры

3

 

Организация и проведения «Дня здоровья»

Ноябрь

Апрель  

Зам. директора по

УВР, учитель физической культуры

4

 

Классные час «Что такое здоровье?»


Классные руководители

6

Практическое занятие «Подросток и наркотики»

Ноябрь

Зам. директора по УВР

7

Оформление выставок книг и изданий СМИ «Будь осторожен»

Октябрь ноябрь

Школьный библиотекарь

 

8

Общешкольное родительское собрание «Возрастные особенности школьников»

Ноябрь

Администрация

9

Классные родительские собрания

В течение года

Классные руководители

10

Индивидуальные беседы  и консультации с родителями и учащимися о необходимости участия детей в тестировании на выявление употребления наркотиков

Октябрь-декабрь

Классные руководители, администрация

11

Весенний кросс

Май

Учитель физической культуры

 

12

Проведение бесед с учащимися по ЗОЖ, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, о занятиях спортом

В течение года

Классные руководители,

учитель физкультуры

14

Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школе

В течение года

Администрация школы

15

Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в ОУ

Январь-февраль

Администрация

16

Педагогический совет «Здоровье учащихся и учебно-воспитательный процесс»

Март

Администрация

17

Составление расписания учебных занятий с соблюдением требований СаНПиНа

 Сентябрь, январь

Зам. директора по УВР

18

Проведение физкультминуток на уроках

В течение года

Учителя - предметники

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz