Утверждена приказом по школе №186 от 24.12.2011 г
Комплексно-целевая программа
"Здоровье"
Срок реализации: 2011-2014 гг.
Пояснительная записка
“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”
В.А.Сухомлинский.
Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования образовательного учреждения – МБОУ «Алейниковская ООШ», ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников, получение полноценного образования в системе дополнительного образования.
Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни школьников.
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе
Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В МБОУ «Алейниковская ООШ»для решения этой проблемы предусмотрено следующее:
- Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
- Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, спортивная и игровая площадки, работают различные секции и кружки спортивно-оздоровительной направленности);
- Налажено квалифицированное медицинское и психологическое сопровождение.
В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на самоподготовке, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в школе должна строиться по следующим направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями семьи и школы.
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, учителей и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в классе.
Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, проведение эффективного закаливания, продуманную организацию досуга.
Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений учителей с детьми, с учителями.
Основные цели и задачи программы
Цели программы – эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в школе, совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям.
Задачи программы:
- Разработка комплекса мероприятий по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья.
- Осуществление адресной социально-педагогической, психологической, реабилитационной, медицинской помощи школьникам.
- Создание системы учёта и контроля состояния здоровья детей в разные периоды развития.
Выбор приоритетных направлений программы обусловлен спецификой образовательного учреждения, осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства сельской местности.
- Первое направление – повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие “состояния полного благополучия” - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
- Второе направление – мониторинг состояния здоровья детей и сотрудников детского учреждения, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических и медицинских обследований детей и педагогов.
- Третье направление – разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей и педагогов, организация их активного отдыха.
Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха.
Четвёртое направление – создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей.
Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования.
Механизмы реализации программы
- Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
- Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый в сентябре. Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
- Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, учителей и жителей социума.
- Проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ.
- Организация работы спортивных секций, кружков.
- Организация и проведение военно-патриотической игры «Зарница», участие в районных соревнованиях по различным видам спорта, а также в различных играх.
- Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, заседаниях МО
- . Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Повышение квалификации педагогов, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья учащихся.
- Создание модели проведения комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
- Разработка системы лечебно-оздоровительных мероприятий для детей от 6 до 15 лет по сохранению и укреплению здоровья.
- Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы ОУ.
- Улучшение состояния здоровья детей, отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.
- Функционирование групп здоровья; разработка рекомендаций специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий детей:
- с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
- с нарушением зрения;
- с заболеваниями органов дыхания;
- с нарушением осанки;
- с нарушением веса.
План мероприятий
на 2011-2012 учебный год
№ п/п |
Название мероприятия
|
Сроки выполнения
|
Ответственные
|
1
|
Сбор информации В информационный банк «Здоровье»
|
Сентябрь
|
Классные руководители
Социальный педагог
|
2
|
Осенний кросс
|
Сентябрь
|
Учитель физической культуры
|
3
|
Организация и проведения «Дня здоровья»
|
Ноябрь
Апрель
|
Зам. директора по
УВР, учитель физической культуры
|
4
|
Классные час «Что такое здоровье?»
|
|
Классные руководители
|
6
|
Практическое занятие «Подросток и наркотики»
|
Ноябрь
|
Зам. директора по УВР
|
7
|
Оформление выставок книг и изданий СМИ «Будь осторожен»
|
Октябрь ноябрь
|
Школьный библиотекарь
|
8
|
Общешкольное родительское собрание «Возрастные особенности школьников»
|
Ноябрь
|
Администрация
|
9
|
Классные родительские собрания
|
В течение года
|
Классные руководители
|
10
|
Индивидуальные беседы и консультации с родителями и учащимися о необходимости участия детей в тестировании на выявление употребления наркотиков
|
Октябрь-декабрь
|
Классные руководители, администрация
|
11
|
Весенний кросс
|
Май
|
Учитель физической культуры
|
12
|
Проведение бесед с учащимися по ЗОЖ, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, о занятиях спортом
|
В течение года
|
Классные руководители,
учитель физкультуры
|
14
|
Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школе
|
В течение года
|
Администрация школы
|
15
|
Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в ОУ
|
Январь-февраль
|
Администрация
|
16
|
Педагогический совет «Здоровье учащихся и учебно-воспитательный процесс»
|
Март
|
Администрация
|
17
|
Составление расписания учебных занятий с соблюдением требований СаНПиНа
|
Сентябрь, январь
|
Зам. директора по УВР
|
18
|
Проведение физкультминуток на уроках
|
В течение года
|
Учителя - предметники
|